Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Сурский рубеж: страницы подвига
Дата размещения: 22 апреля 2021

Сурский рубеж: страницы подвига

Наши земляки за считанные дни возвели мощную оборонительную линию, работая в нечеловеческих условиях

История Сурского оборонительного рубежа — это история грандиозной стройки, которая в итоге не понадобилась. И можно смело говорить — к счастью. Но это не умаляет заслуг сотен тысяч людей, которые совершили невероятный подвиг. Зимой, в лютые морозы они буквально вгрызались в мерзлую землю, чтобы поставить мощный заслон на пути врага. Пенза, как известно, претендует на звание «Город трудовой славы». И строительство оборонительных укреплений — одно из доказательств, что регалии эти областной центр заслужил сполна. 

Мимо Пензы
не пройти
В 1941 году фашистский блицкриг стремительно катился в сторону Москвы. Как всем известно, гитлеровцы остановились буквально в нескольких километрах от столицы и были уверены, что вот-вот в нее войдут. И по понятным причинам со стороны советского командования уверенности в обратном не наблюдалось. В случае взятия врагом Москвы главным городом страны должен был временно стать Куйбышев (нынешняя Самара). И так получалось, что при дальнейшем наступлении немцам было Пензу не миновать.
«Наш областной центр находился прямо на пути к запасной столице. Через Пензу проходила железная дорога на Куйбышев, а дальше и на Урал. Здесь располагался важный транспортный узел», — рассказывает историк из города Заречного Виктор Кладов.
Кроме того, по его словам, если враг выходил к Пензе, то был большой шанс, что город не удержать из-за невыгодного стратегического расположения. Гитлеровцам достаточно было взять гору, где сейчас расположен микрорайон Западная Поляна, — и там уже ничто не помешало бы обстрелу кварталов. Хотя Пенза готовилась дать ожесточенный бой. Для ее защиты возводились еще три оборонительных рубежа. По периметру города планировалось пустить два бронепоезда. А если все же враг
войдет в городскую черту, план обороны предусматривал превращение едва ли не каждого дома в крепость.
Но в случае падения города дальше врага должен был встречать Сурский рубеж, оборонительная линия, куда можно было отступить на готовые позиции.

Красный флаг — сигнал к работе
Официально днем начала строительства укреплений считается 1 ноября. Рубеж строился не только в Пензенской области, но на наш регион пришлась большая его часть, проходившая по правобережью рек Сура, Уза, Няньга через Лунино, Бессоновку, Пензу, Лемзяйку на село Ключи. Местные власти приняли решение укрепить оборону по линии Лунино — Мокшан — Загоскино — Александровка. Враги, форсировав реки, должны были упираться в возвышения, которые очень неудобно брать. Всего планировалось приготовить 450 дотов и дзотов, 1500 огневых точек для артиллерии и 12 000 землянок, впоследствии увеличив это число троекратно.
Строительством укреплений занималась 6-я саперная армия, но военные лишь намечали места, а возводили укрепления пензенцы — в большинстве своем подростки, женщины и мужчины непризывного возраста (за 50). Ведь большинство трудоспособного мужского населения сражалось на фронтах.
На строительство отправилось более 100 000 человек. Вот как вспоминал те времена Михаил Аксенов, в те времена второй секретарь обкома партии, курировавший работу по возведению рубежа в Кондольском районе:
«Мобилизованных разместили по домам колхозников в разных селениях. По селам были собраны железные ломы, лопаты и топоры. Недостающее число ломов и железных клиньев изготовили в кузницах и мастерских близлежащих колхозов и совхозов. Работа производилась сразу по всей линии. Сигналом к началу был подъем красных флагов. Работали с семи утра до пяти вечера. Выходных не было».

Генерал Мороз
7 ноября, всего через неделю после начала строительства, ударили морозы, повалил снег. После этого работа стала поистине адской. Земля промерзала почти до полутора метров.
«После расчистки от снега в углах площадки вырубали топорами и ломами ямки глубиной в 25 — 30 сантиметров, затем работали клиньями, забивая их железными кувалдами, откалывая постепенно глыбы мерзлой земли и выкидывая их на сторону. И так день за днем. Холода и морозы усиливались. Командование 6-й саперной армии прислало отряд подрывников и взрывчатку. Люди пробивали в земле по пять лунок («конверт»), подрывники закладывали взрывчатку. Мерзлые глыбы взлетали, рушились, а люди топорами и клиньями разбивали их и выбрасывали наверх. Если в этот день не удавалось довести ров до нужной глубины, то привозили хворост, хвою, раскладывали на дне, а утром сжигали, после чего оттаявшую землю копали лопатами, рубили топорами», — дополнял воспоминания Михаил Аксенов.
Естественно, люди болели, получали обморожения, им оказывали помощь медработники, которых присылали сюда же, на линию. Некоторых отправляли в медпункты и больницы.
В ходе строительства произошел любопытный эпизод. В сильном тумане работники услышали шум самолетных двигателей, который потом заглох. Севший «Дуглас» обнаружили в окрестностях села Волхонщино. На борту оказалось несколько работников Совнаркома и Центрального комитета, в том числе нарком угольной промышленности Василий Вахрушев и нарком черной металлургии Иван Тевосян. Как выяснилось, летели они в Куйбышев и заблудились в тумане. После вынужденной посадки «свалившихся с неба» гостей разместили в местной школе. Через два дня за ними приехала машина из Пензы. А из областного центра государственные деятели поездом отправились в пункт назначения.

Загадки истории
После того как стало ясно, что немцев разбили под Москвой и к нам они не дойдут, строительство рубежа остановили. Днем окончания работ официально называется 22 января 1942 года. Затем сооружения охранялись, а когда гитлеровцы начали наступать под Сталинградом, были приведены в порядок. Победа на Нижней Волге окончательно лишила актуальности построенную линию обороны. Сооружения были переданы под охрану Пензенскому лесхозу и милиции. Но впоследствии их деревянные части где-то разобрали, а где-то и растащили.
«Леса в военное время было запрещено вырубать для гражданских нужд, а тут блиндажи, укрепленные бревнами. Естественно, были посягательства», — рассказывает Виктор Кладов.
Как бы то ни было, история Сурского рубежа, как и в целом история пензенского вклада в Великую Победу, хранит немало тайн. Например, еще к началу 70-х годов прошлого века оборонительная линия хорошо просматривалась, оставались бетонные бойницы с черными проемами. Есть воспоминания местных жителей, которые в них играли в детстве. Но потом буквально за десятилетие-другое огневые точки исчезли.
«И я не нашел ни одного документа, куда они делись. То ли был общий приказ о демонтаже, то ли на местах принимались отдельные решения», — разводит руками Виктор Кладов.
Есть еще один момент, который стоило бы «подтянуть». Пенза едва ли не единственный регион на линии укреплений, где память об их строительстве не увековечена вообще никак. Например, в соседней Мордовии есть целый музейный комплекс «Сурский рубеж».
Сейчас идут разговоры, что действительно и нам пора бы.
«Нужен и памятник, и туристический маршрут, — считает преподаватель средней школы № 221 города Заречного Илья Мурылев, — мы с учениками выезжали туда в экспедиции, смотрели окопы, траншеи. Это, с одной стороны, наша история, которую можно продемонстрировать наглядно, с другой — возможность с пользой побыть на свежем воздухе».
Илья Мурылев — один из местных энтузиастов, изучающий историю Сурского рубежа. При его участии в области проводились тематические выставки, а школьники посещали тот самый музейный комплекс в Мордовии. Не пора ли взять пример с соседей и заиметь свой собственный музей?

Андрей САМСОНОВ.